Rambler's Top100

Произведения
 
:: Иркутск в прозе... г. Уфа

Зофья

Иркутск

Странно. Опять достала карту и сижу, разглядываю те места, где все-таки побывала, но вернуться куда вряд ли смогу. Жила себе спокойно до двадцати с лишним лет, знала, конечно, что есть такой город – Иркутск, но особо и не интересовалась даже. Разве что какие-то смутные воспоминания школьной поры, да связь с декабристами, а вот, поди же ты! Как оно оказалось. Даже в названии ноутбука iru мне упорно читается Иркутск, не говоря уже о женском имени - Ирина, Ира, Ирка.

С чего начинается Иркутск? Для меня - с рассказов об Ангаре и Байкале. Очевидно, рассказчик был замечательный, раз до сих пор помню, что легенду о строптивой дочери могучего Байкала воспринимала почти за реальную историю. А ведь действительно, все как в жизни: хотели отдать Ангару замуж за Иркута, да полюбила она другого, и сбежала к нему. Кому как, а мне в этой истории больше всего было жаль как раз несостоявшегося мужа. Именно так и разрешился мой вопрос о происхождении названия города, который вроде бы (согласно всем почти картам) расположен на одной реке Ангаре.

Попытки найти на карте Иркут  - это второй этап знакомства с городом. На помощь были мобилизованы все имеющиеся дома карты, и, о чудо, в географическом атласе удалось разглядеть речку, которая не имела ни малейшего права оказаться чем-то другим, кроме как Иркутом.

Географический атлас – вещь, вообще говоря, замечательная и удивительная. После его изучения, почему-то непреодолимо тянет постранствовать, а, следовательно, это уже третий этап – посещение и личное знакомство с «городом моей мечты». (Не всем же мечтать о Рио-де-Жанейро).

Город начинается с вокзала. Спорное утверждение. Скорее не так: город начался с моста. С моста через Иркут (никуда от него не денешься), и с дождя. Хотя, какой там дождь? Сравнивать тропический ливень с этим дождем - все равно, что сравнивать тоненькую струю из-под крана с Ниагарским водопадом (так уж мне показалось). Причем, у меня сложилось впечатление, что дождь начался как раз в тот момент, когда мы (поезд Адлер – Иркутск) пересекли городскую черту. Если бы это был просто дождь! Гроза! Сверкало так, что становилось страшно, но жутко интересно. Покинув вагон и оказавшись на перроне, я на своей собственной шкуре испытала силу сибирских стихий. Мне потом рассказывали, что это время – конец июня, начало июля и есть местный «сезон дождей», но впечатление от этого бледнее не стало, тем более что за все остальное время пребывания в Иркутской области, дождик если и шел, то совершенно такой же, как и у нас на Урале, ничего особенного. А этот первый, приветственный дождь запомнился, если и не на всю жизнь, то уж очень надолго. Говорят, что дождь в дорогу – хорошая примета, будем считать этот дождь в начале моей дороги по теоретически изученной земле хорошей приметой.

А вот теперь - вокзал. Возможно, по сравнению с нашим уфимским, любой вокзал любого более-менее крупного города покажется дворцом, но все же иркутский железнодорожный вокзал поразил меня своей растянутостью. Все бы ничего, если бы не упомянутый выше дождь, который основательно подтопил тоннель и выход в город. Кроме того, во время моего пребывания на вокзале Иркутска переход из подъезда в подъезд по внутренним коммуникациям был невозможен. Не знаю почему, возможно из-за какого-то ремонта, а возможно, он и не был предусмотрен с самого начала. Так что, еще не добравшись до Байкала, пришлось поплавать.

Что поразило больше всего на привокзальной площади – это полное отсутствие фонарей. Может, и показалось, но достаточно большая площадь освещалась лишь киосками, на каждом втором из которых была написана пророческая надпись: «Дело – табак». Учитывая слегка авантюрный характер поездки, меня мало радовала перспектива в реале убедиться в том, что дело, действительно, табак.

Как вы понимаете, в Иркутск я попала вечером, достаточно поздним. Поэтому первая задача, которую мне пришлось решить – это ночлег. На следующее утро предстоял дальнейший путь (конечной остановкой путешествия был порт Байкал), а звонить знакомым или в качестве новогоднего сюрприза появляться на пороге у кого-нибудь из них было бы свинством большим (ведь все знакомые были исключительно виртуальные - не выгнали бы, конечно, но мнение бы обо мне изменили). Затевать же карусель с гостиницей (судя по обрывкам разговоров, подслушанных на вокзале, дело это в Иркутске связано с какими-то проблемами) не стоило, поэтому в качестве ночлега был выбран зал ожидания иркутского железнодорожного вокзала. Какая мне, собственно, разница? Просто, как будто еще один день в пути.

Удобно устроившись на сиденье, принялась читать газету, и тут вдруг уловила в окружающей обстановке нечто неправильное, и только с пятого раза поняла, в чем эта неправильность. Дело в том, что прямого поезда Уфа – Иркутск (или Уфа – чего-то там, но проходящего через Иркутск) нет, поэтому услышать название родного города в трех сутках езды от него я не ожидала, а в то же время, я четко слышала его. Прислушавшись внимательнее, я сообразила, что слышу еще кое-что знакомое, помимо названия города, а именно – свои собственные фамилию и имя. Признаюсь, один звонок внутри иркутской городской сети я все же сделала. Это был именно тот звонок, ради которого, собственно, и затевалась вся поездка. Но не ожидала я такой бурной реакции на него. Как всем шпионам, не очень мне нравится, когда каждый желающий может ознакомиться со мной посредством прослушивания сообщения по радио, да еще неоднократно повторенным, поэтому незамедлительно были приняты меры: я отправилась туда, где мне посредством радиосвязи была назначена встреча. Результатом этой встречи явилось изменение места ночлега: с ж/д вокзала он был перенесен в Академгородок.

Дорога (а была уже совсем ночь, фонарей не оказалось не только на привокзальной площади, но и вообще в городе!) запомнилась мало, тем более что, как я понимаю, пришлось сделать небольшой крюк с заездом в какой-то другой район (за давностью, уже и не помню точно куда). Ночь прошла спокойно, единственное неудобство и отличие от привычной климатической зоны – холодно. У нас, как правило, если тепло днем, то ночные температуры не более чем на 5 градусов ниже (хотя, в последний год отмечается тенденция к увеличению этой разницы), а в Иркутске, если днем жара за 30 градусов, то ночью, особенно после сильного дождя - все 10, если не меньше. Короче, дуло в форточку. Может, это и был баргузин?

Где-то часов в 6 утра, опасаясь проспать все на свете, пришлось отправиться в дорогу, вот тут и понадобилось знание и умение читать карты, потому как, встретив меня на вокзале, проводить категорически отказались, а ведь хотелось посмотреть на Байкал. Иркутск утром красив. Несмотря на серое, еще не очистившееся от облаков небо, он все равно красив. Первое, что бросается в глаза – это деревья. Такой густой кроны у городских деревьев я не встречала никогда. Все наши города подвергают свои зеленые легкие процедуре стрижки и еще чего-то там изуверского. Называется это – ландшафтный дизайн, а парки и сады после этого выглядят как выходцы из санатория для переболевших тифом. Иркутские деревья – это продолжение тайги (хотя, опять таки, может, мне просто так показалось). Дома, асфальт, автобусные остановки – все это почти такое же, как и в любом другом городе. Местами – вполне пристойно, местами – «в России две беды…».

Чего в нашем городе никогда не увидишь, точнее, может, и увидишь, но где-то на задворках, так это яхты. Именно яхты. Теплоходы и катера разных классов – вещь вполне знакомая и обыденная даже в Уфе (три речки у нас, как-никак), а вот настоящую яхту, я увидела впервые именно в Иркутске. Красивое зрелище. Солнце выглядывает из-за расходящихся по небу облаков, река (кажется, это не совсем река, а та ее часть, которая является водохранилищем) блестит и переливается, то ли как сказочное серебро, в волшебных кузницах эльфов, то ли как ртуть – быстрая и подвижная от ветра и мачты белых яхт, их кажется так много, что… невольно захватывает дух. И все это можно увидеть из окна автобуса! Красота!

Засмотревшись на эту красоту, я и проехала свою автобусную остановку. Хорошо, что времени было достаточно, и для более полного знакомства с городом, я сделала полный круг на автобусе №16.

Во время этого странствия со мной произошел конфуз! Дело в том, что я совершенно упустила из вида, что Ангара не впадает в озеро (как это делают все приличные реки в наших краях), а вытекает из него и понятия «вверх по течению» и «вниз по течению» здесь слегка отличаются от привычного. В общем, перепутала я пристани, но эту оплошность оказалось достаточно легко исправить, благо, автобусы и маршрутки уже во всю курсировали.

Пользуясь случаем, передаю сердечный привет всем водителям маршруток, курсирующих по №16 летом 2002 года.

Про Ангару сказать ничего не могу, равно как и про путешествие по ней к Байкалу. Причина прозаична и нелепа: уснула. Сказалось напряжение трех суток пути, разница в часовых поясах и раннее, даже по местным меркам, вставание.

Про Байкал говорить тем более не буду, потому что нет в моем лексиконе слов, чтобы описать всю гамму чувств, испытанных на берегу этого чудесного озера. Может быть, когда-нибудь я соберусь силами и все-таки выдам какой-нибудь рассказ, но он будет очень бледным по сравнению с тем, что было в действительности.

Дорожное впечатление: иностранцы, которых в тех местах оказалось преизрядное количество, вполне пропитались нашим российским духом и не хуже коренных жителей штурмовали автобус «Иркутск – Листвянка», кроме того, они даже умудрялись уступать место старушкам, чего не всегда можно сказать о нас с вами.

Это не все впечатления от Иркутска. Мне, например, жутко понравилось, что по городу бегают собаки и никого это особо не напрягает, понравилось наличие нескольких (разных!) остановок с названием Центральный рынок, наличие аж нескольких Советских улиц (очевидно, все остальные улицы были несоветскими), набережная, мосты, узкие улочки, трамвайные и автобусные билеты с гербом, церкви, музеи… Еще много чего. Но впечатление одно, большое, поглотившее все эти впечатления – это мой город, но я здесь, а он там. И я всегда там только гость. Печально.

 



:: Как стать нашим автором :.

Неважно, туристом ли Вы побывали в городе Иркутске, были ли в командировке или вовсе прожили здесь всю свою сознательную жизнь, важно другое - если Вы посвятили один или несколько своих рассазов нашему городу, то интернет-клуб ПИКИ почтет за честь опубликовать их, учитывая все авторские пожелания. Свои рассказы Вы можете отправить по этому адресу - editor@piki.irkutsk.ru

Просьба ко всем остальным: если Вам случайно встретились в интернете рассказы про Иркутск, пожалуйста, отправьте нам ссылку на них. (Переговоры с автором мы берем на себя.)

 

:: Как выразить отношение :.

Если Вы решили написать рецензию, отправляйтесь в наш форум "Рецензии и отзывы".

 

:: Последние темы форума :.
 
Rambler's Top100 Каталог ресурсов Сибири
© 2004-2005 Коллектив авторов ПИКИ
Редактор сайта Миклухов М.К.
ПИКИ выражает благодарность ЗАО «Ориент-Телеком» за предоставленный хостинг